Приграничная инфраструктура

Пункты пропуска на территории Амурской области

Со стороны Китайской Народной Республики непосредственно с Амурской областью граничит провинция Хэйлунцзян (площадь 454 тыс. кв. км, население 38 млн. человек, административный центр - г. Харбин). Протяженность российско-китайской государственной границы в Амурской области - 1247,0 км (полностью речной участок). Характер прохождения границы обусловливает особенности размещения пунктов пропуска.
На территории Амурской области установлено 8 пунктов пропуска: автомобильный «Кани-Курган», смешанные «Благовещенск», «Поярково», «Сковородино», «Джалинда», «Ушаково», «Константиновка», воздушный «Благовещенск». Не функционируют 4 пункта пропуска (автомобильный «Кани-Курган», смешанные «Джалинда», «Ушаково», «Константиновка»).

Функционирующие пункты пропуска

Смешанный пункт пропуска «Благовещенск» (СПП «Благовещенск»)
Правовая основа установления пункта пропуска: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республикой о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе от 27 января 1994 года.
Классификация пункта пропуска: многосторонний грузопассажирский смешанный (в период навигации - сообщение судами, в период ледостава - автомобилями по льду) постоянный.
Пункт пропуска предназначен для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека; пищевых продуктов, материалов и изделий; животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции (подкарантинного материла), подкарантинного груза.
Месторасположение: Амурская область, г. Благовещенск, в районе 991 - 992 км реки Амур. Расстояние до государственной границы РФ: 340-350 м. Пункт пропуска имеет подъезды через улично-дорожную сеть города и  автодорожный мост через реку Зея к федеральной автомобильной дороге «Подъезд к г. Благовещенск», федеральной  автомобильной дороге «Амур» (Чита - Хабаровск), сеть региональных автомобильных дорог, а также подъездные железнодорожные пути.
Проектная пропускная способность: физические лица - 540 чел./час, грузы - 5000 т/сутки, грузовые автотранспортные средства и автобусы (в период ледостава) – соответственно 120 и 300 ед./сутки. 
СПП «Благовещенск» является крупнейшим по объемам пассажирских перевозок среди пунктов пропуска, расположенных на территории ДФО.
Международные перевозки между пунктами пропуска Благовещенск - Хэйхэ осуществляются в период летней навигации водоизмещающими судами, в период межсезонья – судами на воздушной подушке, в период ледостава – автобусами или грузовым автотранспортом по наплавным (понтонным) мостам.
Смешанный пункт пропуска «Сковородино» (СПП Сковородино)
Правовая основа установления пункта пропуска: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 1083-р. Пункт пропуска функционирует временно по заявкам в целях обслуживания нефтепровода НПС Сковородино – НПС Мохэ.
Классификация пункта пропуска: смешанный грузо-пассажирский двусторонний работающий на нерегулярной основе пункт пропуска.
Проектная пропускная способность пункта пропуска: транспортные средства – 10 единиц/сутки; лиц - 40 чел./час; товаров – 60 тонн/сутки.
Местонахождение: Амурская область, с. Джалинда, 682 км реки Верхний Амур, в 280 м от государственной границы. Подъезд осуществляется по федеральным автомобильным дорогам «Подъезд к границе с КРН (с. Джалинда) от М-56 «Лена» а также межмуниципальными автобусными маршрутами.
Все технические средства, оборудование, здания, сооружения и территория выполнены в строгом соответствии с проектной документацией.
Смешанный пункт пропуска «Поярково» (СПП «Поярково»)
Правовая основа установления пункта пропуска: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республикой о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе от 27 января 1994 года.
Классификация пункта пропуска: многосторонний грузопассажирский смешанный (в период навигации - сообщение судами, в период ледостава - автомобилями по льду) постоянный.
Специализация пункта пропуска: предназначен для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека.
Местонахождение: Амурская область, Михайловский район, с. Поярково, в районе 825 км реки Средний Амур, в 5 км от государственной границы РФ. Расстояние до пункта пропуска Сюнькэ (КНР) по реке Амур – около 17 км. Подъезд осуществляется по региональной автомобильной дороге «Завитинск - Поярково» с федеральной  автомобильной дороги «Амур» (Чита - Хабаровск), а также по железнодорожной ветке «Завитинск - Поярково».
Проектная пропускная способность пункта пропуска: физические лица - 80 чел./час, суда (в период навигации) - 6 ед./сутки; грузовые автотранспортные средства и автобусы (в период ледостава) – соответственно 40 и 20 ед./сутки. 
Работа пункта пропуска, перевозки грузов и пассажиров обеспечиваются ООО «Турфирма Поярково».
В настоящее время через СПП «Поярково» главным образом осуществляются грузовые перевозки, прежде всего, в рамках экспортных поставок сельскохозяйственной продукции из Амурской области в КНР. 
Воздушный пункт пропуска «Благовещенск» (ВПП «Благовещенск»).
Аэропорт «Игнатьево» является аэропортом федерального значения и единственным международным аэропортом на территории Амурской области.
ВПП «Благовещенск» открыт на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года  № 1671-р. 
Месторасположение: Амурская область, в 18 км северо-западнее города Благовещенск. Подъезд осуществляется по автомобильной дороге регионального значения «Благовещенск - Бибиково» и межмуниципальными автобусными маршрутами, городскими автобусами.
Несмотря на спад в 2014 году пассажиропоток на международных маршрутах по-прежнему в несколько раз превышает аналогичные показатели прошлых лет. Количество международных рейсов в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилось на 5,4% и составило 156 рейсов. Объем обработанных аэропортом грузов и почты за 2014 год вырос на 15,6% и достиг рекордного значения за весь период деятельности предприятии – 3,2 тыс. тонн.
В настоящее время осуществляется разработка проектно-сметной документации (ПСД) по строительству (реконструкции) терминала международных авиалиний на 200 пасс./чел. в аэропорту Благовещенск.

Нефункционирующие пункты пропуска

Смешанный пункт пропуска «Джалинда» (СПП «Джалинда»)
Правовая основа установления пункта пропуска: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе от 27 января 1994 года.
Классификация пункта пропуска: смешанный (в период навигации - сообщение судами, в период ледостава - автомобилями по льду), грузопассажирский многосторонний постоянный.
Месторасположение: Амурская область, Сковородинский район,                   с. Джалинда, ул. Набережная, 96. Подъезд осуществляется по железнодорожной ветке от Транссиба «Сковородино - Джалинда», федеральной автомобильной дороге «Подъезд к границе с КРН (с. Джалинда) от М-56 «Лена», автобусным маршрутом «Сковородино - Джалинда».
СПП «Джалинда» не функционирует с 2008 года. В настоящее время   прорабатывается вопрос о реконструкции  СПП «Джалинда» за счет средств частных инвесторов.
Автомобильнй пункт пропуска «Кани-Курган» (АПП «Кани-Курган»)
Правовая основа установления пункта пропуска: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об упрощенном порядке пересечения границы во временном пункте пропуска Кани-Курган - Чанфантунь персоналом, занятым на совместном строительстве моста через Амур, от 30 апреля 1997 года.
Строительство пункта пропуска планируется в целях обеспечения функционирования моста через реку Амур в районе городов Благовещенск – Хэйхэ, строительство которого предусмотрено Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном строительстве моста через реку Амур (Хэйлунцзян) в районе городов Благовещенск – Хэйхэ от 26 июня 1995 года.
Смешанный пункт пропуска «Ушаково» (СПП «Ушаково»)
Правовая основа установления пункта пропуска: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республикой о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе от 27 января 1994 года.
Классификация пункта пропуска - смешанный (в период навигации - сообщение судами, в период ледостава - автомобилями по льду) грузо-пассажирский многосторонний.
Местонахождение: Амурская  область, Шимановский район, с. Ушаково, ул. Октябрьская, 35.
СПП «Ушаково» не функционирует с момента установления.
Смешанный пункт пропуска «Константиновка» (СПП» Константиновка»)
Правовая основа установления пункта пропуска: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республикой о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе от 27 января 1994 года.
Классификация пункта пропуска: смешанный (в период навигации сообщение судами, в период ледостава - автомобилями по льду) грузо-пассажирский многосторонний постоянный.
Местонахождение: Амурская область, с. Константиновка, ул. Набережная, 96.
СПП «Константиновка» не функционирует с момента установления.